В любом парфюмерном магазине вам предложат именно слушать аромат духов, а не понюхать, почувствовать или вдохнуть. Такая терминология – давно привычное дело для парфюмеров. Но логична ли такая лексика? Как правильно говорить: «слушать» аромат или «нюхать»? Давайте разбираться, откуда взялась такая лексика и насколько она обоснована.
Почему ароматы слушают?
Выражение «слушать аромат» – это образный термин, результат ассоциативного мышления и романтизации парфюмерного дела. Теория о смысловой параллели между запахом и звучанием принадлежит английскому химику Джорджу Уилсону Пиессу. Еще в 1857 году он привел в соответствие известные тогда ароматные ингредиенты и нотную гамму.
В теории химика основные типы эфиров располагаются в звуковые ряды. А парфюмерная композиция может иметь гармоничное или дисгармоничное сочетание ароматных экстрактов. С тех про основу аромакомпозиции стали составлять три аккорда:
- верхняя нота;
- сердечная нота;
- шлейф ноты (база).
А именитые парфюмеры создают духи и туалетную воду по принципу динамичной симфонии, где запах постепенно раскрывается яркими нотами и аккордами. В контексте такой ассоциации становится понятным, почему аромат слушают, а не чувствуют или нюхают. Но есть и более прагматичные мнения по этому вопросу.
Аромат слушают или нюхают: как правильно?
Почему говорят слушать аромат, а не нюхать? Неужели это просто красивое, романтичное сравнение, а в действительности знакомство с аромакомпозицией происходит иначе? У каждого человека есть пять основных рецепторов восприятия:
- слух;
- зрение;
- вкус;
- обоняние;
- осязание.
Запахи мы воспринимаем и распознаем через обонятельные рецепторы. Но человек не нюхает аромат, а чувствует, ощущает его. Поскольку запах это не объект, а результат, свойство химических соединений и процессов. А вот источник – флакончик с духами или блоттер – вполне можно понюхать. Вот почему ароматы слушают, а не нюхают.
Выбирая парфюм, мы внимательно прислушиваемся к его оттенкам, оцениваем, как раскрывается его ароматная гамма. Здесь задействованы активные умственные процессы, а не случайное ощущение, например, холода зимой. Не последнюю роль в том, почему говорят слушать аромат, и банальная скудность обонятельного речевого аппарата. В лексиконе просто нет слов, которые бы актуально описывали восприятие аромата. Поэтому мы употребляем нейтральные или более удобные выражения «слушать», «ощущать», «чувствовать».
Почему запахи слушают: анатомические реакции
Только за один день человек взаимодействует с миллионами запахов. При этом улавливание и распознание аромата происходит на уровне мозга. Именно он посылает обонятельным рецепторам сигналы, которые определяют нашу реакцию на разные запахи. Механизм восприятия звука аналогичен.
Поэтому ответная реакция организма на запах и звук происходит одинаково. Например, чересчур громкая музыка, как и навязчивый парфюм будет воспринят отрицательно. Резкие, грубые звуки и ароматы раздражают нервную систему, могут даже вызвать блокировку рецепторов. И, наоборот, приятные ароматы и звучание расслабляют мозгу, вызывают позитивные эмоции и ассоциации.
Таким образом, «слушать» запах вполне допустимое выражение в разговорной или профессиональной речи. Выражайте словами свои действия, эмоции и впечатления так, как вам это удобно, но не забывайте и про лексическую логику. В любом случае, как бы Вы не выразились, в парфюмерном магазине информационный посыл точно поймут. А это главное!