Парфюмер: История одного убийцы

Парфюмер: История одного убийцы

Знаменитый роман немецкого писателя и драматурга Патрика Зюскинда «Парфюмер» произвёл своеобразный литературный фурор! После публикации романа вышла целая серия научных исследований и толкований произведения, огромное влияние книга Зюскинда оказала на последующее понимание утонченного искусства создания парфюма.

История романа

Впервые опубликованная швейцарским Домом Книги еще в 85-ом году – по сегодняшний день «Парфюмер: История одного убийцы» остаётся наиболее популярным произведением, написанным на немецком языке. Книга выдержала многосменные публикации, общий тираж «Парфюмера» превышает количество двенадцать(!) миллионов в общем подсчете тиража, и также его могут прочитать на сорока пяти различных языках мира. Русскоязычный читатель впервые услышал имя Зюскинда после публикации романа в журнале «Иностранная литература» (известный многим как «Иностранка») в 1991 году, в переводе отечественного филолога и лингвиста Эллы Венгеровой. На сегодняшний день «Парфюмер» остаётся, пожалуй, самым знаменитым произведением в творчестве Патрика Зюскинда, и если рассматривать текст в рамках всей литературной истории – нет более популярного произведения так ярко и подробно описывающего тонкое искусство парфюмера. Стоит заметить, что практически одновременно с датой выхода «Парфюмера» был опубликован роман, не уступающий своими литературными достоинствами – роман Николая Фробениуса «Каталог Латура», однако произведение осталось «в тени» славы «Парфюмера». Хотя истоки оба этих произведения берут ещё с начала «литературного бума» французской словесности – периода начала Великой французской революции (1789 – 1799 гг.), когда «свобода, равенство и братство» породили своеобразное литературное и философское направление, именовавшее не иначе как «либертинаж» (от франц. Liberte – свобода). Провозвестником и «идолом» данного литературного направления был известный Маркиз де Сад, которого многие современные читатели знают по биографическим фактам даже более, чем по литературному наследию (а это и знаменитые романы «120 дней Садома», «Жюстина», «Философия в будуаре» и т.д.). Собственно от имени де Сада последующие психологи XX века выявили термин «садизм», который разве что отчасти соответствует тем моральным и этическим принципам, что исповедовал сам автор.

Сюжеты и образы "Парфюмера"

В основе сюжета заложена последовательная хронология жизни главного героя романа – Жана-Батиста Гринуя. С ранних лет мальчику выпал трудны жребий «нищего подростка» Франции XVIII века, а это уже означает – вечный голод, случайные заработки, нужду и порок. Тем не менее, мальчик обладает редким для своего времени и возраста даром – постигать окружающий мир через многообразие окружающих его запахов. Так, вырвавшись из «рабочего дома», Гринуй напрашивается подмастерьем у известного в Париже парфюмера – Джузеппе Бальдини, который обещает научить мальчика всем тонкостям создания парфюма, взамен на его уникальный талант: чувствовать запахи и создавать оригинальные парфюмерные композиции. Далее в произведении описывается трудный период становления Гринуя как профессионального (хотя и не признанного) мастера ароматов. Он отправляется в Грасс - на родина французского парфюма, где и зарабатывает на жизнь, работая на мануфактуре местного производителя, специализирующего на создании помады, духов и благовоний. Ключевыми эпизодами «Парфюмера» является некая иррациональная цель Гринуя – создать лучшие во всём мире духи, равных которым никогда и нигде не существовало. Так, Жан-Батист начинает понимать, что особой притягательностью духи могут обладать только в том случае, если собрать с прекрасных женщин их собственные ароматы. Но, чтобы решится на этот шаг, Гринуй идёт на крайние меры – он совершает одно убийство за другим, в ходе которых пытается собрать нужные ему ароматы. В конечном счёте, вынужденный скитаться по Франции, скрывая следы своих преступлений, начинается «охота» за маньяком, чьи мотивы остаются неизвестными для власти. Дойдя до всевозможных ухищрений и попыток создать уникальный аромат, герой убивает десятки женщин, но таки создаёт те самые «лучшие духи». При этом, Жан-Батист понимает: хоть он и наделён уникальным даром, однако сам не обладает собственным запахом (своеобразный символ отсутствия у человека индивидуальности). Вернувшись в Париж, он совершает символический акт «Евхаристии», проливая на себя духи, ощутив аромат которых, толпа голодающих бродяг поедает ещё живого телом, но однозначно мёртвого душой – Гринуя.

До и После "Парфюмера"

В 2006 году на экраны вышел фильм по одноименному роману Патрика Зюскинда, с сопутствующим масштабам фильма актёрским составом. После чего, конечно, у произведения появилась новая волна поклонников по всему свету. Влияние же романа на всю мировую культуру (литературную в особенности) по истине велико, стоит упомянуть хотя бы последующий роман Умберто Эко «Имя Розы», созданный по следам «Парфюмера» Зюскинда. Кроме того, в числе поклонников романа был знаменитый «отец» грандж-музыки, солист группы «Nirvana» - Курт Кобейн. Тем не менее, произведение оставило большой культурный шлейф и сейчас уже невозможно обойтись без подсознательной ассоциации «Парфюмера» с огромным миром запахов, духов и парфюмерной промышленности всего света.

Вернуться к списку
Французский парфюм – пожалуй, один из немногих товарных «архетипов» мира, который не нуждается в дополнительном объяснении. Знаменитые парфюмерные коллекции, дома мод, дизайнерские бренды и многое другое – возводит Францию в ореол «Вавилона мировой моды»…
Подробнее
Формы ногтей. Делаем красивый маникюр
Подробнее

Деловой стиль уже давно не ассоциируется со скукой и однообразием. Современная одежда для офиса – это неограниченный диапазон оттенков, дизайнов и силуэтов, позволяющих каждой женщине подобрать наряд к лицу. Причем выглядеть стильно в рабочих ансамблях могут не только стройные красавицы, но и харизматичные дамы полного телосложения.

Подробнее
Товар добавлен в корзину
Итого:
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену