История парфюма (или «духов», если брать шире) насчитывает уже много сотен лет. Между тем, сохранность и стойкость ароматов часто зависит от флакона… С хором истории создавались разнообразные парфюмерные композиции, вслед за этим парфюмеров интересовали и сами флаконы, о которых мы и поговорим в нашем материале.
От первых ароматов – до наших дней:
Сейчас уже трудно дать чёткую датировку первого официального парфюма, который бы использовался сугубо для эстетических нужд. Ароматы как таковые наполняли мир с далёких времён… В период египетских фараонов благовония использовались для устранения неблагоприятного запаха, но пользоваться благовониями могли только представители высших сословий. После смерти фараона в гробницу непременно закладывали некоторую часть аромата, который по легендам мог бы сопровождать обладателя и в другой жизни.
В древнем Китае, также было принято использовать благовонии, но уже как основной религиозный атрибут. С помощью запахов, по поверьям изгоняли злых духов, что давало обитателям того или иного дома возможности для установления гармонии человека с природой.
С развитием науки и техники, в особенности в периода Возрождения и Просвещения мы можем наблюдать колоссальный ажиотаж на парфюмерию. Благоухать и источать притягательные аромат – считалось едва ли не одной из добродетели доступной человеку. Кроме того, парфюмерией пользовались (как это обычно случается, говоря о прошлом) только богатые люди, ведь и парфюм стоит немало денег, а его ограниченность и первые открытия новых ароматов и способа получения духов – уже сам по себе процесс довольно затратный.
Ещё со времен Людовика XVI парфюмерия приобрела изысканность, стала уделом высшего общества, но пора поговорить и о флаконах…
С ними дела обстояли не менее интересно. При дворе французских монархов имелось целое отделение в которое входили лучшие парфюмеры страны. В свою очередь, дабы угодить королю стеклодувы и ювелиры создавали редкие и утонченные флаконы из стекла, золота и драгоценных камней. Флаконы как правило была не большой формы, специально задуманные так, что бы могли умещаться в кармане. Наполеон Бонапарт, к примеру всегда носил в сапогах несколько маленьких флакончиков, не только для обольщения прекрасной Жузефины, но и для приятного расположения к себе на официальных встречах.
Особенной манией на ароматы обладали российские правители: Екатерина II не могла не выйти в свет без свежего, и заметим, ежедневно меняющегося парфюма. Её любимые духи обладали приятным запахом роз и лаванды, а форма флакона, в которой содержались духи напоминала морскую раковину.
Флаконы для духов в XX и XXI веках:
Знаменитые и по сей день французские духи Chanel №5, кроме уникальности своего аромата, обладали также и крайне занимательным флаконом: простая, прозрачная и максимально аскетичная баночка представляла покупателям всю яркость и насыщенность цвета парфюма, а колпачок увенчала особая крышечка в форме гранённого бриллианта.
Начинающий французский дизайнер и парфюмер Жан-Пьер Гривори одним из первых решился на нестандартные эксперименты с флаконом для духов. Придумав компоненты для нового аромата, ему требовалась и «восхитительная упаковка», которой послужила иллюстрация замытого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа». Так духи приобрели форму, напоминающую песочные часы, в нежно-розовой гамме стекла.
Молодой дизайнер Тьерри Мюглер в 1992 году поразила мир новыми духами под названием «Angel», в состав которых входили приято-сладкие нотки шоколада, ванили и сахарной ваты. А сам флакон имел специфическую форму пятиконечной синей звезды, которой кстати требовалась достойная реклама. После выхода ролика со знаменитыми на то время духами, многие стали покупать духи исходя из рекламных слоганов, и конечно же из-за необычной формы столь же необычных духов.
Французский модельер Жан-Поль Готье – в попытках замахнуться на легендарные «Шанель» - создал необычного рода духи «Classique» исключительно для женщин, в состав аромата входили мягкие цветочные и цитрусовые нотки, а сам форма парфюм напоминала контуры женского тела, с такими же изгибами на уровне талии и тонкой шеей ближе к колпачку.
Японские композиции «L’Eau par Kenzo» от Kenzo подражают японскому же стилю утончённости и гармонии. Переливающаяся форма флакона приближена к символике «инь-янь» (мужского и женского начала), и в зависимости от угла наклона духов приобретает необычайные запахи.
Мы назвали несколько наиболее известных флаконов к столь же известным духам, однако список можно продолжать до бесконечности. На сегодняшний день с каждым годом всё новые и новые композиции стараются завлечь покупателей оригинальностью формы, за счёт чего и получаются необычные духи, «в форме»: наручников, цифрового фотоаппарата, шейкера для коктейлей, помады, пистолета и т.д.
Но как бы не ухитрялись парфюмеры и дизайнеры, а главное за что мы любим духа – так это прежде всего за их аромат! Конечно формат парфюма играет далеко не последнюю роль, но как показывает история – хороший парфюм хорош во всех отношениях. Как с внешней, так, безусловно и с внутренней стороны интереса!