В России сокращается объем рынка парфюмерии. Что приходит на смену люксу?

В России сокращается объем рынка парфюмерии. Что приходит на смену люксу?

С витрин бьюти-магазинов постепенно пропадает парфюмерия класса люкс. В Москве последний год продажи держались в основном на «перебросках» из регионов, где спрос уже ослаб. Но складские запасы не бесконечны, а новых поставок как не было, так и не предвидится. Как же планируют выкручиваться ритейлеры?

По итогам первого квартала 2023 года объем предложения парфюмерии в России сократился на 2,4% год к году, до 34 млн флаконов. В частности, производство парфюма сократилось на 9%, до 18,9 млн флаконов, импорт из стран вне ЕАЭС — на 3%, до 12,6 млн флаконов. Поставки из стран ЕАЭС выросли почти втрое, до 2 млн флаконов. Об этом говорится в исследовании оператора системы маркировки ЦРПТ и ННЦК. Продажи парфюмерии за этот период снизились на 6,2%, до 26,5 млн.

С топовыми мировыми брендами настроить параллельный импорт крайне сложно. Крупные торговые сети до сих пор не могут наладить поставки не только люксовой парфюмерии, но и косметики в целом. Заметно поредели полки с парфюмерией Chanel, Armani Beauty, Yves Saint Laurent, Lacoste, Maison Margiela и Calvin Klein. По словам покупателей, люксовых духов нет и в Duty Free, ГУМе и ЦУМе. В "Золотом Яблоке" в физических магазинах и на сайте если и появляются новинки, то редкие запуски нишевых марок (Ex Nihilo, Zielinski & Rozen, Maison Francis Kurkdijan), либо отечественных и азиатских брендов; предпочтение отдаётся премиум и масс-маркет сегменту. Кроме того, в том же "Золотом Яблоке" происходит изменение продуктовой линейки: бьюти-ритейлер давно вышел за рамки продажи исключительно парфюмерии и косметики, и теперь предлагает своим покупателям одежду и аксессуары, wellness-товары, а также товары для взрослых. При этом в некоторых парфюмерных онлайн-магазинах ассортимент не изменился, или даже пополнился последними анонсированными запусками люксовых и нишевых марок.

Даже в случае закупок через третьи страны официальные дилеры могут попросить указать конечного пользователя. Поставщики с репутацией на такой риск не пойдут: если обнаружится, что это через них продукт переправляется в Российскую Федерацию, под невымышленной угрозой окажется всё дальнейшее сотрудничество с ними.

Теоретически могут набрать популярность отдельные селлеры, небольшие ИП, у которых есть пути импорта. Однако эти партии или сборные грузы будут небольшими, рынок всё еще будет пустовать. Стоимость оригинального товара для конечного потребителя возрастет ощутимо, так как значительно увеличиваются траты на логистику и появляются дополнительные расходы в виде оплаты комиссии посредникам. С прошлого года цены и без того сильно выросли, а если каким-то образом возможность ввоза через другие страны всё же будет найдена, то цены окажутся заоблачными для российских потребителей", — говорит Наталья Проказова, эксперт по внешнеэкономической деятельности, основатель экспортно-импортного агентства Weconn.

Компании-дистрибьютеры и продавцы, конечно, обсуждают варианты с параллельным импортом, импортозамещением и поставками из «дружественных стран». Но сложность этой ниши в том, что потребители из «тяжелого люкса» переключаться на аналоги не готовы принципиально. Исчезнет их любимый бренд, они скорее перестанут пользоваться парфюмом вообще, нежели отправятся подбирать замену. Лояльность к бренду у этой целевой аудитории предельно высока. Собственно, для тех, кто категорически не готов отказываться от «своего аромата», остаются иностранные Duty Free, в том числе люксовый парфюм в полном ассортименте и наличии остается в ближайших странах СНГ. Кто-то, очевидно, будет закупаться впрок при выездах заграницу.

В случае с брендовой парфюмерией будет расширяться не параллельный, а, скорее, серый импорт, полагают эксперты. Сегодня тысячи байеров в социальных сетях и мессенджерах уже предлагают доставку "оригинальных" Dyson и Nike из Стамбула и европейских городов. Логично, что они же будут доставлять и люксовые духи, если спрос на них окажется достаточно велик.

По словам исполнительного директора Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова, снижение объемов производства в начале 2023 года связано с возможной затоваренностью из-за активного выпуска парфюмерии в прошлом году «про запас», а также со снижением спроса. Сейчас духи и туалетная вода включены в перечень разрешенных к параллельному импорту всей группой товаров с исключением для части брендов, список которых периодически пересматривается.

Кроме этого, увеличился спрос на сервисы по подписке. К примеру, pshikai — подписка на пробники самого разного нишевого парфюма. Один раз в месяц вам присылают набор из четырех миниатюр для тест-драйва, а также для «расширения ольфакторного кругозора и составления неповторимого парфгардероба». Также набирают популярность парфюмерные мастерские, в которых проводятся воркшопы для новичков и любителей. Наступает время возможностей и для рынка «customer to customer» — системы торговли между частными лицами. Большой шанс для малых интересных отечественных производителей.

По данным ЦПРТ и ННЦК, поставки из ЕАЭС пока занимают только 7,5% в общем предложении парфюма. А основными импортерами выступают Италия, Турция, Гонконг, Швейцария и Китай. Ранее сообщалось, что средняя стоимость парфюмерии в России в 1 квартале текущего года составила 1395 рублей, что на 7% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года, когда средняя цена была на уровне 1 501 рубля. Такие данные привели аналитики государственной системы маркировки «Честный знак».

Вернуться к списку
Цветочный аромат, адресованный и мужчинам, и женщинам
Подробнее
Алюминиевые цветы сменились разноцветными гроздьями стекла
Подробнее
Товар добавлен в корзину
Итого:
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену