Chanel (рус. Шанель) — французский Дом, созданный в 1909 году Габриэль Шанель. Под именным брендом мадемуазель Шанель в 1909 году начала выпускать шляпки. Первый бутик открылся в Париже в 1910 году. В 1913 году в Довиле, а затем, в 1915-м в Биаррице появилось ещё два магазина Chanel, где, помимо головных уборов, была представлена повседневная спортивная одежда. Как кутюрье Габриэль произвела несколько революций в женской моде — сперва отказавшись от платья-амазонки, классического наряда для женской верховой езды, в пользу кожаных рейтуз, предложив женщинам сменить корсеты на свободные платья без обозначенной линии талии, в которых явно удобнее заниматься спортом на отдыхе, используя ткани и элементы, характерные для мужской одежды и т.д.. К 1920 году модный дом Chanel процветал.
Первый аромат Chanel выпущен в 1921 году. Это была легендарная «Пятёрка», которая сперва предназначалась только в подарок клиентам дома, но уже в 1922 году поступила в свободную продажу. Вдохновлённая успехом №5, Габриэль решила продолжить производство парфюмерии. Сооснователь Galerie Lafayette Теофиль Бадер познакомил Габриэль с Пьером Вейтхаймером, управляющим компанией Bourjois. В результате договора о сотрудничестве, в новой компании Parfums Chanel, появившейся в 1924 году, 70% акций принадлежало Вертхаймеру, 20% — Бадеру и 10% — Шанель. Впоследствии Шанель пыталась оспорить свою долю, а затем, во время Второй мировой войны, на волне антисемитских настроений, получить и полный контроль над Parfums Chanel. Однако бежавший в США Пьер Вейтхаймер успел в 1940 году переписать активы компании на политически приемлемого нацистами Феликса Амио, сохранив таким образом контроль над Parfums Chanel.
В середине 1940-х, по окончании войны, Шанель уехала в Швейцарию, где основала новую парфюмерную марку, считая неприемлемой эксплуатацию своего имени компанией Пьера Вейтхаймера при доле акций в 10%. Чтобы не портить репутацию Parfums Chanel, Вертхаймер отказался от подачи иска против Шанель за незаконное использование товарного знака.
В мае 1947 года Габриэль Шанель и Пьер Вейтхаймер пересмотрели договор 1924 года. Основным достижением Вертхаймера стала полная передача его компании прав на использование имени Coco Chanel. В конце 1950-х Пьер Вертхаймер выкупил у Бадера его долю в Parfums Chanel, став владельцем 90% акций компании. В 1965 году управление компанией перешло к сыну Пьера Жаку Вертхаймеру, который, как считается, не уделял должного внимания развитию марки, предпочитая парфюмерии лошадей. Однако, именно под его управлением марка перешла под полный контроль семьи Вертхаймер и выпустила один из самых известных своих ароматов — №19. В 1974 году к управлению компанией приступил Ален Вертхаймер, сын Жака. В том же году был выпущен аромат Crystalle, разработанный ещё при участии Габриэль, скончавшейся в 1971 году. Особое внимание Ален Вертхаймер уделял продвижению бренда и, в частности, аромата №5, в США.
В 1983 году Ален Вертхаймер убедил Карла Лагерфельда перейти из Chloé в Chanel, где «кайзер» работал до самой смерти в 2019 году.
Парфюмерное подразделение Chanel является самым прибыльным в корпорации. С момента основания штатными парфюмерами Chanel являлись Эрнест Бо (1920-1961), Анри Робер (1958-1978), Жак Польж (1978-2015) и Оливье Польж (с 2015- го).
В рекламных кампаниях ароматов Chanel в разное время снимались актрисы Катрин Денёв, Николь Кидман, Одри Тоту, Шарлиз Терон, Кира Найтли, Кристен Стюарт; модели Жизель Бундхен, Кейт Мосс, Летиция Каста, Лили-Роуз Депп. В 2012 году впервые лицом аромата Chanel №5 стал мужчина — Бред Питт.